КлючиО центре

О центре

Центр психолого – педагогической поддержки семьи «Ключи» был создан в 2009 году специалистами – сотрудниками ведущих кафедр города в области специального дошкольного образования. В самом начале пути специалисты Центра, еще не имея своей организации и названия, сотрудничали с детскими садами г. Москвы, осуществляя коррекционную помощь детям с аутизмом в режиме групп полного дня. С 2013 года Центр принимает детей с особыми образовательными потребностями по постоянному адресу, расширив спектр оказываемых услуг и открыв дополнительные группы. Сотрудники Центра – молодые и амбициозные специалисты в области коррекционной психологии, логопедии, психологического консультирования и гештальт-терапии, лечебной физкультуры и массажа, терапии искусством и мн. др.

Ключевым направлением работы Центра является оказание психолого – педагогической поддержки семьям, имеющим детей с аутизмом и другими нарушениями развития:

  • речевыми нарушениями - ОНР, дизартрией, алалией, дефектами произношения и др.;
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • нарушениями зрения и слуха;
  • недостатками развития интеллектуальной сферы – умственной отсталостью (в частности, синдромом Дауна, синдромом Вильямса и др.), задержкой психического развития;
  • синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • нарушениями сенсорной интеграции или сенсорной обработки информации;

В современном мире многочисленные факторы приводят к увеличению количества детей с нарушениями развития. Так, центр по контролю заболеваемости и профилактике США (CDC) опубликовал новый отчет, согласно которому у одного ребенка из 68 есть расстройство аутистического спектра (РАС). Это на 30% больше, чем аналогичный уровень два года назад, который составлял 1 из 88. В нашей стране статистика пока не ведется, но количество обращений к специалистам семей, имеющих детишек с нарушением аффективной сферы, неумолимо растет.

За этими цифрами стоят реальные люди – семьи и их истории, их травма и потребность в помощи. Однозначно, раннее выявление особенностей и оказание своевременной профессиональной поддержки поможет родителям избежать серьезных ошибок в процессе воспитания и обучения своего ребенка.

На данный момент существует около 30 практик, призванных эффективно справляться с аутистическим дизоногенезом, и еще большее количество методик, доказавших свою эффективность в коррекции интеллектуальных нарушений. Специалисты нашего Центра постоянно повышают свою квалификацию, получают ученые степени, знакомятся с новыми подходами и овладевают современными практическими методами работы.

Наш успех - это ежедневный труд, в основе которого любовь и душа!

Программа Центра:

Образовательно-развивающая программа центра базируется на фундаментальных понятиях культурно-исторической теории, созданной в первой половине двадцатого века Л. С. Выгостким, в противовес биологизаторским, бихевиоральным подходам.

В организации образовательного процесса в Центре используются программа воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик» под редакцией Г.Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой, Е. Л. Бережковской, программа ДОУ компенсирующего вида длядетей с нарушением интеллекта под редакцией Е. А. Стребелевой, методические разработки Г. А.Мишиной, О. С. Никольской.

Содержание программ, с одной стороны реализуется в соответствии с государственными образовательными стандартами в области коррекционного обучения, с другой – через построение для каждого воспитанника индивидуального коррекционного маршрута, в том числе основанного на авторских методиках Центра.

Воспитание и обучение в нашем Центре происходят в естественных условиях, в обычных ситуациях, во время типичных занятий или распорядка дня из жизни ребенка. Специалисты привлекают интерес воспитанника к обучающему событию, манипулируя ситуацией/занятием/распорядком, предоставляют необходимую дозированную помощь для достижения результата. Правильное использование подсказки - это весомая часть конечного успеха! Мы не жалеем времени, чтобы каждый день после занятий рассказывать родителям о наших результатах, объяснять тонкости применения стимулирующих подсказок, получать от родителей обратную связь.

Основным направлением Центра является социальное развитие. Это, безусловно, формирование навыком самообслуживания и трудовой деятельности. Нас не смущает неумение малыша самостоятельно осуществлять туалет или одеваться на прогулку. Педагог и более опытный в этом вопросе ребенок обязательно окажут поддержку, а это направление будет включено в программу "ближайшего" развития воспитанника.

В рамках социального развития мы также занимаемся закладкой основ личностной культуры, а именно ориентировкой малыша в предметном мире, явлениях собственной жизни и деятельности, в самом себе и жизни вокруг.

Вместе с тем, мы убеждены, что становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства», где каждый кирпичик - это одно умение. Именно поэтому в Центре большое внимание уделяется формированию у маленького клиента способов познания окружающего мира: совместные действия взрослого и ребенка; указательные жесты; подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности.

Психологи и логопеды Центра ежедневно трудятся над такими базовыми и, кажется, незаметными психическими функциями, на которых строится гармоничное развитие:

  • произвольностью
  • саморегуляцией
  • целенаправленностью
  • развитием речи (не только как средства общения, но и как средства регуляции и овладения собственным поведением!!)

Мы учим ребенка учиться! То, что сегодня малыш делает с нашей помощью, неуверенно и с опаской, завтра он обязательно сделает сам, радуясь своему достижению!

Вместе с эффективными идеями культурно-исторической теории в Центре используются следующие зарубежные подходы:

    • игровая терапия
    • физическая нагрузка (ежедневные физические упражнения с целью развития произвольности, уменьшения проблемного поведения)
    • метод функциональной коммуникации (замещение нежелательного поведения приемлемым способом общения)
    • тренинг социальных навыков (обучение способам эффективного взаимодействия с родителем/сверстником)
    • техники сенсорной интеграции
    • методы визуальных подсказок (использование в обучении изображений, предметов, наглядных расписаний, карт)
    • авторский тренинг эффективного взаимодействия родителя и ребенка (обучение родителя адекватному возрасту и уровню развития ребенка общению и взаимодействию, повышение интереса малыша к занятиям со своим родителем)

Задачи Центра:

    • оценка «актуального» и «потенциального» уровня развития ребенка, определение структуры нарушения;
    • оценка индивидуальных трудностей ребенка;
    • разработка индивидуальной коррекционной программы;
    • формирование навыков адаптивного поведения ребенка;
    • обеспечение эмоционального благополучия детей как главного условия для сохранения и укрепления их физического и психического здоровья;
    • развитие коммуникативных и социальных навыков и умений детей в их совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
    • создание условий для полноценного развития личности и реализации творческого потенциала каждого ребенка, независимо от возраста и уровня интеллектуального развития;
    • создание условий для оптимального познавательного развития детей в соответствии с их индивидуальным маршрутом развития;
    • оказание квалифицированной педагогической поддержки родителям (консультативно-рекомендательной, лекционно-просветительской, практической помощи);
    • создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
    • выявление и раскрытие положительных личностных качеств родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребенком;